Фото из отпуска – в чем проблема фотографий из поездок?
Для начала нужно определиться, зачем мы фотографируем в путешествиях. Я не беру в расчет профессиональных фотографов – они и так знают все, что я собираюсь рассказать.
Обычно, мы снимаем для следующих целей:
- Вспоминать о путешествиях, пересматривая фотографии
- Показывать фотографии друзьям и родным, рассказывая о поездке
- Выставлять фотографии в своем блоге
- Участвовать в любительских конкурсах
- Печатать снимки и украшать квартиру (офис)
- Делать фотокниги
Что еще я забыл? Для чего снимаете вы?
Очень часто в поездках люди скатываются в несколько крайностей. Некоторые документируют каждый свой шаг (“мы прошли мимо высокого дома (фото дома), зашли в паб (фото паба), выпили пива с сосиской (фото пива с сосиской)”). Обычно после десятой кривой-косой фотографии всех подробностей поездки зритель, рассматривавший эти шедевры, засыпает.
Некоторые пытаются мыльницей снять известные виды, хотя гораздо красивее было бы купить открытку. Некоторые, наоборот, снимают только себя любимого или своих друзей, близких на фоне всего, чего только можно (пирамиды, башни, памятники, фонтаны и т.д. – здесь был Я!).
Очень многие оставляют после поездки сотни фотографий, которые выкладывают на разные фоторесурсы и показывают друзьям. Так как обычно терпение друзей кончается раньше, чем фотографии, мало кто их досматривает до конца.
В чем проблема фотографий из поездок? Что бы вам хотелось поправить?
Мы часто полагаем, что функция фотографии – запечатлеть реальность. И если реальность была красивой и нам было там интересно, мы склонны думать, что фотография автоматически будет красивой.
А это не так. Фотография – это отдельный мир. Хорошая фотография передает не картинку, а настроение, чувство, ощущение. Хорошая фотография при взгляде на нее вызывает эмоции. И не столь важно, что именно на ней изображено и насколько оно известно. На Эйфелеву башню или Рейхстаг можно и на открытках посмотреть.
Я считаю, что главная задача фотографа в путешествии – поймать в своих снимках настроение того места, где вы были, и привезти это настроение с собой.
Не всегда то, на что интересно и красиво смотреть, будет выглядеть так же здорово на фотографии. И наоборот, какой-то обычный предмет или ситуацию можно снять так, что все ахнут. Поэтому, человек, входящий в состояние потока при фотографировании, видит мир кадрами. Разделяйте то, чем можно любоваться, и то, что можно фотографировать. Смотрите и думайте, как то, что вы собирайтесь снимать, будет выглядеть в формате 10 на 15 см (или 15 на 20).
Частая ошибка начинающих фотографов – попытка запихнуть в кадр сразу все. “Я хочу, чтобы в кадре был этот домик, и этот велосипед, и этот музыкант, и флюгер на крыше и вот то облачко в форме сердечка”. В итоге, чаще всего получается снимок, на котором много чего намешано и нет идеи, глаз не цепляется ни за что. В вашем кадре должна быть идея, причем так, чтобы зритель, посмотрев на картинку, сразу догадался, что вы хотели этим сказать.
Немного о технике. По классике фотографии, логический центр композиции (например, лицо человека или цветок) нежелательно размещать в центре кадра. Улыбающаяся физиономия в центре кадра – самая распространенная ошибка. Иначе получается “протокольный” снимок, годящийся только на паспорт или в каталог. Идеальным считается размещение логического фокуса фотографии в одной из 4-х точек, получающихся, если рассечь фотографию на трети по горизонтали и вертикали (правило золотого сечения). Это “школа”, и понятно, что это правило можно нарушать, но лучше сначала его освоить. Есть типы фотографий без логического центра, которые, тем не менее, имеют право на существование. Но у таких фотографий обычно другие достоинства: интересные сочетания цветов, необычная фактура, ритм линий или предметов.
Первым делом, поборите первое искушение снимать все, что попадется под руку. Если у вас есть неделя отдыха – то время у вас еще будет.
Осмотритесь, отметьте для себя те виды и сценки, которые уникальны для данной местности. Сделайте пробные фотографии. Вернитесь на это же место в другое время дня или на другой день при другом освещении и повторите кадр. Вы будете удивлены, насколько разными окажутся ваши снимки, сделанные при ярком дневном свете и в теплых лучах закатного солнца.
Самый красивый свет бывает именно утром и вечером, когда можно различить и небо, и свет в окнах домов. Самый резкий, способный поставить крест на любой фотографии, – в полдень, когда исчезают тени. Словом, старайтесь не вытаскивать камеру из чехла после 11 утра и до 4 дня.
Полезная вещь в арсенале фотографа, даже любителя, – штатив. Необязательно, чтобы это была громоздкая тренога – подойдет и карманный малыш с произвольно гнущимися ножками. Весит такой граммов 200, а преимуществ имеет много. С него можно делать очень красивые вечерние фотографии с длительными выдержками (при съемке с рук фото будет размытым из-за малейшего дрожания). Можно также делать ночные кадры, а также снимать самих себя, настроив на камере таймер.
Возьмите на заметку и то, что течение воды интереснее снимать тоже на долгих выдержках, потому что тогда она превращается в тонкую шелковую ткань. А вот брызги водопада лучше «ловить» короткой выдержкой. Как и любые другие быстро движущиеся предметы.
Постарайтесь подсмотреть «сценки из жизни». Даже в сугубо туристических районах непременно найдутся уголки, где протекает будничная жизнь местного населения. Фото из таких мест практически всегда получаются колоритными и необычными.
В «старом городе» любого европейского мегаполиса можно поймать в объектив этюд из местной жизни на фоне любопытного строения. Такой кадр, несомненно, будет очень ценным. Другое занимательное место – рынок, особенно если вы путешествуете по восточной стране, где блеск и краски рыночных площадей соседствуют с обшарпанными трущобами. Контраст – это также один из секретов интересного фото.
Еще лучше – если вам разрешат сделать портреты. Листая журналы по фотографии, почти на всех снимках из разных уголков света мы увидим людей. Причем это будут кадры не из серии «я под пальмой» – герои здесь почти никогда не смотрят в камеру – они просто живут своей жизнью. Для того чтобы снимать людей, следует либо побороть в себе застенчивость, либо приобрести длиннофокусный объектив, чтобы фотографировать издалека. Только будьте очень осторожны, если хотите запечатлеть человека без его разрешения. «Щелкнув» полицейского в Риме, вы рискуете провести несколько часов в участке, а сняв туземца в сердце Африки, придется платить выкуп за кражу его души.
И не забудьте про вечерние шоу, которые часто на курортах включены в развлекательную программу. Это еще одна возможность сделать запоминающийся кадр – сфотографировать танцоров и певцов в ярких экзотических одеждах. Подходите как можно ближе к объекту съемки, по возможности избегайте пользоваться вспышкой. Есть вероятность, что мерцающие огоньки на фото превратятся в светящиеся линии (из-за длительной выдержки) – но в этом тоже есть шарм.
И в заключении несколько важных советов:
Если есть возможность, узнайте о том, разрешено ли законодательством вести съемку в тех местах, что вы выбрали для путешествия – лишние проблемы с полицией вам не нужны, с другой стороны перестраховка тоже вредна – упустите интересные кадры. В любом случае стоит избегать съемки военных объектов, полицейских участков, правительственных учреждений.
Разузнайте про таможню и следуйте всем предписаниям – будет обидно, если у вас что-то конфискуют. В любом случае, если у вас много техники, придите заранее когда очередь на пропускном пункте невелика.
Носите всегда с собой мелочевку, чтобы платить профессиональным позировщикам – местным колоритным людям. Кстати, узнайте заранее размер этого бакшиша.
Загляните в разговорник, запомните несколько фраз, при помощи которых вы сможете пообщаться с позировщиками или с местной полицией.
Экономия места на флешке важна, так как, скорее всего, бегать каждый вечер в фотолаб не получится. Посему, подумайте, стоит ли снимать в RAW и при максимальном разрешении.
Прочитайте про обычаи той страны, куда отправляетесь – возможно что-то запрещено снимать. В частности это касается мусульманских стран (в Кувейте, например, запрещено использование зеркальных фотокамер).